Формирование навыков речевого общения начинается у детей с рождения. В течение первого года жизни ребенок быстро развивается и в общих чертах осваивает навыки произношения отдельных слов, у него формируется характерная для родного языка артикуляция, которая позволяет в дальнейшем говорить без акцента. Словарный запас понимаемых слов пополняется быстро. К возрасту трех лет все слова складываются в простые, но осмысленные предложения. К 7 годам ребенок обладает речевыми навыками взрослого человека. Но не всегда так бывает — все зависит от индивидуальных особенностей малыша.
Из-за чего у детей возникает алалия?
Полное отсутствие навыков речи или ее недоразвитие (речь ребенка бессвязная и непоследовательная, не соответствует лексике родного языка) называется алалия. С медицинской точки зрения, это серьезное нарушение функции центральной нервной системы, которое сопровождается неврологическими расстройствами и немотой. Для того чтобы убедиться в том, что ребенок не глухой или немой с рождения, врач отоларинголог проводит специальную диагностику.
Наличие слуха определяется по реакции малыша на звуки и речь — ребенок может отреагировать звуковыми сигналами, взглядом, жестами, движением на обращенную к нему речь или заинтересовавшие звуки.
Врожденная немота определяется путем исследования речевого аппарата ребенка и анализа задержки в произношении звуков, которые характерны для определенной возрастной группы:
- в возрасте 2 месяцев ребенок начинает «гулить» (произносить протяжные негромкие звуки, похожие на гласные);
- в 4-5 месяцев малыш произносит открытые слоги, растягивая гласные;
- в 6-7 месяцев подражает интонации родителей, выдерживает смысловые паузы и ждет ответ;
- в 8 месяцев может неосознанно произносить простые слова;
- в 1 год может осознанно называть отдельные и повторяющиеся слоги;
- в 2 года у ребенка появляются навыки построения коротких предложений;
- 3 года — полное понимание речи взрослых, малыш может объяснить свои потребности;
- в 7 лет ребенок обладает такой же речью, как и взрослый человек.
Нервные центры, которые отвечают за речь, расположены в головном мозге. Это центр Вернике и Брока:
- Первый находится в височной доле мозга и отвечает за импрессивную форму речи – восприятие, понимание и анализ услышанного с дальнейшим преобразованием в мысленное проговаривание слов для ответа (сенсорная алалия).
- Второй расположен в лобной доле мозга, отвечает за экспрессивные речевые навыки (моторная алалия) – умение произносить осмысленные звук, складывая их в слоги, слова, фразы и предложения.
Задержку речевого развития могут вызвать тяжелые инфекционные заболевания ребенка в период формирования речевых навыков, травмы верхних отделов дыхательных путей, полости рта и языка, травмы головы. Также причиной нарушения деятельности мозговых структур могут быть:
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ:
как лечится задержка речевого развития у детей от 3 лет и старше?
- травмы во время внутриутробного развития плода;
- родовые травмы, связанные с использованием акушерских щипцов или медикаментозной стимуляцией;
- гипоксия во время родов;
- осложнения беременности, вызванные неправильным питанием матери, ожирением или злоупотреблением алкоголем;
- инфекционные заболевания во время беременности;
- врожденные заболевания ребенка (сифилис, ВИЧ, наследственные генетические патологии).
Алалия представляет собой нарушение речевого развития у детей, которое может проявляться в различных формах. Врачи выделяют два основных вида: моторная алалия, при которой затруднено произнесение слов, и сенсорная алалия, характеризующаяся проблемами с пониманием речи. Симптомы могут варьироваться от отсутствия речи до нечеткой артикуляции и ограниченного словарного запаса. Лечение в домашних условиях включает регулярные занятия с логопедом, использование развивающих игр и чтение книг. Важно также создать комфортную языковую среду, где ребенок сможет активно практиковать речь. Прогнозы зависят от своевременности диагностики и начала терапии; при комплексном подходе многие дети достигают значительных успехов в развитии речи.
Основные виды и симптомы заболевания
В зависимости от механизма развития патологии, выделяют несколько видов алалии: сенсорный, моторный, смешанный. Первые два типа алалии представляют собой самостоятельные заболевания, связанные с поражением отделов головного мозга в лобной или височной долях. Смешанный тип встречается достаточно редко и соединяет в себе нарушение способности воспринимать человеческую речь и формировать связную речь, понятную для окружающих.
Сенсорный тип
Причины возникновения у ребенка сенсорного типа заболевания — травмы или патологии развития центра речи, расположенного в височной доле мозга (центр Вернике). Сенсорные алалики прекрасно слышат, откликаются на звуки, реагируют на них движениями или мимикой, но у них нарушена способность понимать речь, различать отдельные звуки и анализировать услышанное.
Больные дети часто болезненно реагируют на незнакомые или непонятные им звуки, проявляя повышенную возбудимость (гиперакузия).
Выделяют две формы сенсорной алалии:
- тяжелая – ребенок абсолютно не способен понимать речь;
- легкая – малышу не поддается анализ только сложных грамматических форм и длинных предложений.
В первом случае сенсорной алалии ребенок, не понимая человеческой речи, стремится заменить ее произвольными звуками, придумывает свой язык, пытается общаться с помощью жестов и движений. Обычно вместо речи такие дети произносят навязчиво повторяющиеся однообразные звуки (персеверация), заменяют звуки речи собственными изобретенными звуками (парафазия). Могут непроизвольно и не осмысленно воспроизводить чужие слова, не придавая им смысла (эхолалия).
Если восприятие речи не нарушено полностью, у ребенка могут выработаться некоторые навыки проговаривания звуков и даже слов. Но при этом наблюдается нарушение произношения, когда несколько не связанных между собой слогов объединяются в одно целое (контаминация) или осознанные слова произносятся с одной интонацией и непрерывным текстом (логорея или «словесный салат»).
Дети с незначительными нарушениями восприятия речи могут стремиться компенсировать недостаток понимания, читая по губам, а для выражения своих эмоций или при недостатке слов — прибегать к жестикуляции, как это свойственно глухонемым людям. В целом, для больных сенсорной алалией характерна рассеянность, хаотичность движений, нарушение психики, раздражительность и агрессия в ответ на непонимание. Зачастую заболевание может стать причиной задержки интеллектуального развития человека.
Алалия — это нарушение речевого развития у детей, которое может проявляться в различных формах. Существуют два основных вида: моторная алалия, при которой ребенок не может говорить, и сенсорная, когда он не понимает речь окружающих. Симптомы могут включать отсутствие или ограниченность речи, трудности в понимании слов и фраз, а также проблемы с развитием общения.
Лечение алалии в домашних условиях включает в себя регулярные занятия с ребенком, направленные на развитие речи и слуха. Использование игр, песен и чтение книг может значительно помочь. Важно также создать благоприятную атмосферу для общения, поощряя ребенка за любые попытки говорить.
Прогнозы зависят от степени нарушения и своевременности вмешательства. При правильном подходе и поддержке многие дети достигают значительных успехов в развитии речи, что позволяет им успешно интегрироваться в общество.
Моторная алалия
Причиной возникновения моторной алалии является патология в лобном отделе головного мозга (центр Брока), который отвечает за воспроизведение речи. В отличие от алалии сенсорного типа, ребенок в этом случае полностью слышит и понимает обращенную к нему речь, анализирует ее, но в силу нарушений не может правильно произнести слова или вообще молчит.
Подобный тип алалии развивается с первых месяцев жизни, поэтому если к 2-3 месяцам малыш не начал «гулить», родителям необходимо обратиться к отоларингологу и неврологу для выяснения причин задержки речевого развития. С возрастом задержка в развитии у таких детей может только увеличиваться. Случаи, когда дети молчат до 3-х лет, а потом начинают вполне осознанно и чисто разговаривать, бывают очень редко. Считается, что к пятилетнему возрасту у ребенка должен быть словарный запас не менее полутора тысяч слов.
Моторная алалия может проявляться по-разному. В легких формах происходит только искажение произносимых звуков и слов. Речь ребенка непонятна из-за частой замены одних звуков другими, перестановки частей слова (или слогов), изменения порядка слов в предложении. Часто дети до 7-10 лет не могут согласовывать окончания, произнося все слова в одном падеже.
Зачастую, если речь ребенка не понимают друзья и даже родители, это может стать причиной нервного срыва у малыша. Он становится раздражительным, агрессивным или наоборот — замыкается в себе и перерастает разговаривать.
Иногда дефекты произношения родители принимают за моторную алалию и ведут ребенка на прием к неврологу. В основе такого заблуждения могут быть нарушения в артикуляции, которые логопеды исправляют специальными упражнениями. Если алалия проявляется в легкой форме, речь ребенка в целом понятна. Затруднения могут возникнуть, когда ребенок начинает учиться в школе. Что касается тяжелой формы моторной алалии, ребенок способен произносить только отдельные звуки, подражая или имитируя человеческую речь, не складывая звуки в осмысленные слова и фразы.
Общие признаки страдающих алалией:
- громкий голос;
- заторможенность, которая сменяется резкими всплесками гиперактивности;
- бурная жестикуляция при попытке что-либо сказать;
- неконтролируемая мимика, которая может создавать впечатление гримасничанья;
- нарушения в моторике пальцев рук — малышам с трудом удается лепить, рисовать, играть с мелкими игрушками.
Недоразвитие речи в итоге приводит к истощению нервной системы — ребенок становится нервным и раздражительным, нарушается память и логическое мышление, малыш быстро утомляется, если нужно много думать.
ЧИТАЕМ ПОДРОБНО:
симптомы нерезко выраженного общего недоразвития речи
Смешанная
Смешанная (сенсомоторная) форма алалии характеризуется одновременным нарушением функций восприятия и воспроизведения речи, является самой тяжелой формой заболеваний и практически не поддается лечению. Больным свойственно заметное отставание в психическом развитии. В характере и поведении ребенка проявляются в разной степени симптомы, свойственные каждой из форм алалии в отдельности. В домашних условиях сенсомоторная алалия не лечится.
Как диагностировать?
Если у родителей возникло подозрение, что у ребенка появились признаки задержки речевого развития, необходимо сразу же обратиться к врачу-педиатру. Именно он, после первичного осмотра и сбора анамнеза, даст направление к профильным специалистам (отоларингологу, неврологу, психологу, логопеду) для проведения дальнейшего обследования.
Важное место в правильной постановке диагноза имеет сбор перинатального анамнеза. В первую очередь выясняются следующие факторы:
- наследственность малыша — страдал ли кто-либо из родителей или близких родственников по прямой линии задержками речевого развития;
- как у мамы протекала беременность — какие заболевания, операции и травмы она перенесла, как протекали роды и какие акушерские операции применялись.
При осмотре ребенка выясняется тип болезни, его способность слышать речь и желание отвечать на обращенные к нему слова. Наличие патологии со стороны слуха подтверждают с помощью процедур аудиометрии или отоскопии. Результаты исследований тщательно изучаются, чтобы дифференцировать алалию от аутизма, дизартрии, олигофрении, задержки речевого развития.
Для подтверждения диагноза могут назначаться дополнительные методы исследования:
- электроэнцефалография (ЭЭГ);
- эхоэнцефалография (ЭхоЭГ);
- магнитно-резонансную томография (МРТ).
Как лечить?
Лечение заболевания всегда комплексное и включает медикаментозный, физиотерапевтический, логопедический и педагогический подходы.
Медикаментозное лечение
Медикаментозная терапия направлена на стимуляцию деятельности и развития мозговых структур. Для этого используют ноотропные препараты:
- Гаммалон;
- Когитум (рекомендуем прочитать: препарат Когитум: дозировка и как принимать детям);
- Кортексин;
- Цераксон;
- Энцефабол (рекомендуем прочитать: инструкция по применению сиропа «Энцефабол» для детей).
Обычно назначает какой-нибудь один препарат, по выбору врача. Применяется нарастающими дозами до 3 месяцев. После месячного перерыва лечение продолжается. Одновременно с назначением психостимулирующей терапии проводят курс лечения витаминами — В12 и В15. Рекомендуется соблюдение диеты, насыщенной белками и углеводами, которые принимают прямое участие в питании головного мозга и строении его структур.
Физиотерапия
Физиотерапия направлена на стимуляцию пораженных отделов головного мозга слабыми электрическими импульсами. В некоторых случаях применяется акупунктура (иглоукалывание). Большую роль в реабилитации нервных, истощенных и подверженных частым депрессиям детей играет гидротерапия, которая способствует расслаблению мышц и оказывает тонизирующее воздействие на детский организм.
Логопедические занятия
Логопедическая коррекция заключается в исправлении нарушений в работе речевого аппарата, для чего используется комплекс различных упражнений:
- на развитие мелкой моторики рук — занятия, во время которых ребенок запоминает новые слова;
- проведение логопедического массажа со стимуляцией мышц гортани и языка, которые мало работают или не задействованы у ребенка;
- ребенка обучают вытягивать губки, удерживать язычок у верхнего неба, совершать круговые движения кончиком языка;
- на обучение произношения сложных звуков.
Педкоррекция
Педагогическая коррекция основана на разработке программ индивидуальных занятий с ребенком, который отстает от школьной программы или испытывает определенные сложности в детском дошкольном учреждении. Специально для больного разрабатываются упражнения по развитию речи, упражнения на запоминание, развитие коммуникативных навыков, совмещения навыков устной речи с навыками письма и чтения.
Терапия в домашних условиях
Терапия в домашних условиях тесно связана с работой специалистов. Нормальное формирование речевых навыков возможно только при условии, что занятия регулярны. Родители по специальным методикам должны побуждать ребенка к общению, не ругать и не наказывать за неправильно произнесенные слова или непонятную речь. Чем раньше начнется лечение, тем более положительным будет прогноз и больше шансов вылечить заболевание. До поступления в школу ребенок может полностью избавиться от дефекта речи. Более подробно об особенностях лечения алалии, можно узнать из видео ниже.
Вопрос-ответ
Когда начинают говорить дети с алалией?
Говорить о наличии у ребенка алалии можно, начиная с трех лет. До этого времени принято считать, что у него задержка речевого развития.
Можно ли выйти в норму из сенсорной алалии?
Сложно дать прогноз по сенсорной форме алалии, а вот моторная алалия, если она была выявлена на ранней стадии, корректируется хорошо. Основной причиной нарушения являются проблемы в работе коры головного мозга в тех участках, где замыкаются нервные пути речедвигательного анализатора.
Как ведет себя ребенок с алалией?
У малыша чередуются периоды избыточной активности и выраженной заторможенности, работоспособность и усидчивость значительно страдают. Отмечается снижение памяти, в особенности на звуки, а также недостаточная внимательность. Речевые умения при моторной форме алалии формируются значительно позже, чем у других детей.
Во сколько лет заговорит Алалик?
Такое нарушение выявляется примерно у каждого сотого ребенка до 6-7 лет, у старших детей диагностируется крайне редко.
Советы
СОВЕТ №1
Обратите внимание на ранние признаки алалии. Если вы заметили, что ваш ребенок не начинает говорить в ожидаемые сроки или имеет трудности с произношением слов, не откладывайте визит к логопеду. Ранняя диагностика и вмешательство могут существенно улучшить прогноз.
СОВЕТ №2
Создайте поддерживающую языковую среду. Читайте ребенку книги, обсуждайте картинки и задавайте вопросы. Используйте простые и понятные слова, чтобы стимулировать его речь. Чем больше ваш ребенок будет слышать язык, тем легче ему будет его освоить.
СОВЕТ №3
Используйте игры и занятия для развития речи. Игры с карточками, настольные игры и ролевые игры могут сделать процесс обучения более увлекательным. Это поможет ребенку не только развивать речь, но и улучшать социальные навыки.
СОВЕТ №4
Регулярно консультируйтесь с врачом и логопедом. Следите за прогрессом вашего ребенка и корректируйте подходы к обучению в зависимости от его потребностей. Профессиональная поддержка поможет вам выбрать наиболее эффективные методы лечения и обучения.