Дыхательная гимнастика для детей – комплекс упражнений, направленных на развитие органов дыхания, укрепление защитных сил организма и улучшение физического состояния малышей. Она специально создана для маленьких пациентов, часто болеющих респираторными заболеваниям. Кроме того, такие упражнения ускоряет восстановление после воспаления легких или бронхита, помогают облегчить состояние малышей, страдающих астмой и аденоидами.
Дыхательная гимнастика в детском саду делается под руководством обученных воспитателей. Для того чтобы заниматься дома, необходимо изучить технику выполнения упражнений. При этом нужно обязательно учитывать имеющиеся противопоказания.
Дыхательная гимнастика – способ профилактики болезней дыхательной системы
Учеными доказано, что от дыхания во многом зависит развитие детей. По этой причине нужно как можно раньше учить их правильно дышать. По статистике 9 из 10 малышей дышат неправильно. Их можно легко определить по ряду характерных особенностей физического развития: узким плечам, слаборазвитой грудной клетке, постоянно приоткрытому рту, нервозности в движениях.
Несмотря на то, что дыхательная гимнастика состоит из несложных упражнений, регулярные занятия ею благотворно влияют не только на отдельные системы, но и организм ребенка в целом. Такое оздоравливающее влияние связано с тем, что во время выполнения упражнений на дыхание происходит активное насыщение крови кислородом. Благодаря этому значительно улучшается работа головного мозга, легких, сердечно-сосудистой, нервной и пищеварительной системы.
Выполнение дыхательной гимнастики – прекрасная профилактика таких распространенных среди детей дошкольного и младшего школьного возраста заболеваний органов дыхания, как бронхит, бронхиальная астма, аденоиды. Комплекс упражнений на дыхание укрепляет защитные силы детского организма и развивает еще не до конца сформированную дыхательную систему.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ:
причины возникновения аденоидов у детей и способы их лечения
Такие занятия врачи назначают малышам с 2 лет в качестве дополнения к медикаментозному и физиотерапевтическому лечению патологий органов дыхания. Они значительно облегчают самочувствие ребенка, ускоряют выздоровление и уменьшают вероятность возникновения осложнений.
Врачи отмечают, что дыхательная гимнастика по методике Стрельниковой может быть особенно полезна для часто болеющих детей, страдающих от бронхита и аденоидов. Эта методика включает в себя простые и доступные упражнения, которые помогают улучшить вентиляцию легких, укрепить дыхательную мускулатуру и способствовать отхождению мокроты. Специалисты подчеркивают, что регулярные занятия способствуют улучшению общего состояния ребенка, повышают его иммунитет и снижают частоту респираторных заболеваний. Кроме того, дыхательная гимнастика помогает детям научиться контролировать свое дыхание, что особенно важно в период обострений. Врачи рекомендуют сочетать гимнастику с другими методами лечения, чтобы достичь наилучших результатов.
Комплекс упражнений Стрельниковой для детей
Дыхательная гимнастика Стрельниковой для детей стала применяться относительно недавно. Изначально при создании этой методики автор, Александра Николаевна Стрельникова, был нацелен на иную аудиторию – людей, профессионально занимающихся пением. Специальные упражнения позволяли им восстановить утраченный голос. Со временем выяснилось, что этот комплекс упражнений благотворно влияет не только на поврежденные голосовые связки, но и на организм в целом. Впоследствии Александра Николаевна усовершенствовала методику, благодаря чему она стала широко применяться во взрослой и детской лечебной практике.
Дыхательная гимнастика Стрельниковой способствует:
- купированию резких приступов удушья;
- устранению головных болей;
- усилению концентрации внимания;
- улучшению умственного развития;
- укреплению защитных сил организма;
- облегчению адаптации в детском саду и школе;
- снижению гиперактивности, неврозов, стрессов и повышенной утомляемости;
- восстановлению утраченного голоса;
- устранению заикания.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ:
берут ли в детский сад без прививок и возможно ли это?
Дыхательная методика Стрельниковой основана на 3 базовых упражнениях:
- «Ладошки». В положении стоя малыш сгибает руки в локтях ладонями вниз. Сжимая пальцы в кулачки, он делает глубокий вдох. Повторять эти движения нужно не менее 20 раз.
- «Погончики». Исходное положение: ребенок стоит, руки сжаты в кулаки. На глубоком вдохе он разжимает ручки и максимально растопыривает пальцы. Во время вдоха плечи и кисти должны быть сильно напряжены. Движения выполняются 8–10 раз.
- «Насос». Малыш стоит прямо, руки опущены вдоль тела, ноги немного расставлены. Медленно наклонившись вперед и коротко вдохнув носом, на выдохе нужно выпрямиться. При наклоне спина выгнута, шея расслаблена. Рекомендуется сделать 5–8 подходов.
Гимнастику рекомендуется проводить в игровой форме. Главное – заинтересовать ребенка. Видео к статье демонстрирует выполнение дыхательной гимнастики Стрельниковой.
Общеукрепляющие упражнения для часто болеющих детей
Для часто болеющих детей дыхательная гимнастика – настоящее спасение. Регулярное выполнение упражнений на дыхание позволяет значительно укрепить защитные силы организма, повысив его устойчивость к воздействию различного рода инфекций. После нескольких месяцев ежедневных занятий иммунитет малыша заметно повысится, он станет бодрее и активнее. К наиболее эффективным общеукрепляющим дыхательным занятиям относятся:
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ:
как выполняется гимнастика для 3 месячного ребенка?
- «Большой-маленький». На вдохе ребенок встает на носочки и тянет ручки вверх, словно демонстрируя, каким высоким он хочет вырасти. В этом положении он удерживается в течение нескольких секунд. На выдохе малыш присаживается на корточки, обхватывая колени руками и плотно прижимая к ним головку. При этом он произносит звук «ух-х-х-х». Такая поза означает, что он стал маленьким.
- «Паровозик». Упражнение рекомендуется выполнять с участием нескольких членов семьи. Большинству малышей оно очень нравится. Встав друг за другом и хором произнося «чух-чух-чух», нужно ходить по комнате, изображая паровоз. Согнутые руки при этом должны имитировать крутящиеся колеса локомотива. Скорость движений и громкость произношения звуков нужно постоянно менять.
- «Летящие гуси». Такое упражнение также наверняка понравится детям. Нужно ходить по комнате, медленно размахивая руками, изображая летящих гусей. На вдохе руки поднимаются, на выдохе опускаются с одновременным протяжным произношением звука «гу-у-у».
Многие родители, чьи дети часто страдают от бронхита и аденоидов, отмечают положительное влияние дыхательной гимнастики по методике Стрельниковой. Эта система упражнений помогает улучшить вентиляцию легких, укрепить дыхательную мускулатуру и повысить общий тонус организма. Родители делятся, что занятия гимнастикой не только способствуют облегчению дыхания, но и делают детей более активными и энергичными. Кроме того, методика проста в освоении и может быть выполнена в домашних условиях, что делает её доступной для большинства семей. Педагоги и врачи также подчеркивают важность регулярности занятий, ведь только систематические тренировки способны принести заметный результат. Многие отмечают, что после начала занятий дети стали реже болеть, а если и заболевают, то переносят болезни легче.
Упражнения для детей с аденоидами
Упражнения на дыхание направлены на замедление роста глоточной миндалины и восстановление дыхательной функции. При их регулярном выполнении за 2–3 дня можно устранить у малыша хронический насморк и купировать отек гортани.
Если делать гимнастику постоянно, можно значительно укрепить местный иммунитет, предотвратить рецидивы инфицирования органов дыхания, насытить организм кислородом.
В течение 1 месяца приостанавливается разрастание глоточной миндалины 1–2 степени. Дыхательная гимнастика бессильна перед аденоидами 3 степени, однако она позволяет детям ускорить восстановление организма на послеоперационном этапе. Занятия рекомендуется проводить курсами по 1–1,5 месяца. После месячного перерыва тренировки можно возобновить. При этом их количество не должно превышать 10 в день. Для достижения большей эффективности заниматься следует ежедневно.
Во время занятий нужно соблюдать следующие правила:
- очищать носовые ходы от скоплений слизи перед каждой тренировкой;
- начинать выполнение комплекса необходимо с 3 повторов каждого упражнения, ежедневно увеличивая их вдвое;
- заниматься по схеме «3 повтора – 1 минута отдыха – 3 повтора – 1 минута отдыха».
Дыхательный комплекс для малышей с аденоидами включает следующие техники:
- «Ежик». Ребенок делает короткие вдохи и выдохи через нос, напоминающие фырканье ежа.
- «Подъемный кран». Исходное положение: ноги немного расставлены, руки прижаты к ключицам. На вдохе малыш тянется руками вверх, вставая на носочки.
- «Воздушный шарик». Ребенок набирает в легкие воздух, максимально надувая животик. Задержав на секунду дыхание, он медленно выдыхает воздух, произнося звук «ш-ш-ш-ш», имитирующий сдувающийся воздушный шарик.
- Дыхание через одну ноздрю. Зажав пальчиком правую ноздрю, ребенок вдыхает воздух другой ноздрей. То же самое нужно повторить с левой ноздрей. При этом рот должен быть закрыт.
Упражнения следует делать 4–5 раз. Выполнять этот комплекс рекомендуется по утрам, при желании его можно повторить за 2–3 часа до сна.
Как помочь ребенку при частых бронхитах?
Малыши тяжело переносят бронхиты, сопряженные с возникновением застойных явлений в верхних дыхательных путях. При этом в бронхах развивается воспалительный процесс, в результате чего просветы забиваются слизью. Это вязкое вещество и является причиной изнуряющего сухого кашля. Наряду с лекарственными средствами упражнения на дыхание способствуют разжижению и выведению скопившейся в бронхах мокроты. Уже после нескольких дней регулярных занятий состояние ребенка улучшается и облегчается процесс откашливания слизи.
Упражнения на дыхание, способствующие избавлению от бронхита у малышей:
- «Ворона». Ребенок, сидя на стуле или стоя, на вдохе поднимает ручки вверх и широко разводит их в стороны. Затем, медленно опуская руки, на выдохе он произносит звук «кар-р-р-р», максимально долго задерживаясь на букве «р».
- «Аист». Прежде чем выполнять упражнение, рекомендуется показать маленькому ребенку картинку с изображением этой птицы, что наверняка заинтересует кроху, и он захочет выяснить, как же аист удерживается на одной ноге. На вдохе малыш поднимает руки вверх и сгибает одну ножку в колене, вынося ее вперед. Постояв несколько секунд в этой позе, на выдохе он медленно возвращается в исходное положение, выдыхая со звуком «ш-ш-ш-ш».
- «Журавль». На вдохе ребенок поднимает правую ножку, немного согнутую в колене. На выдохе он разводит руки в стороны и вниз, произнося звук «ур-р-р-р». Те же самые действия нужно сделать с правой ногой.
Повторять каждое упражнение следует не менее 4–5 раз. Заниматься нужно ежедневно, делать это рекомендуется по утрам.
Особенности дыхательной гимнастики для детей 2–3 и 4–5 лет
Начинать заниматься с детьми можно с 2 лет. В этом возрасте малыши уже способны повторять за взрослыми несложные движения. Выполнение комплекса упражнений на дыхание с детьми до 4–5 лет имеет ряд особенностей.
Малышей рекомендуется заинтересовать занятиями, поскольку они еще не способны понять важность тренировок. Проводить их нужно в игровой форме. При этом рекомендуется вовлечь в занятия как можно больше членов семьи. Многие крохи любят находиться в центре внимания, и им наверняка понравится веселье, царящее во время тренировок. Важно поощрять и хвалить кроху после каждого удачно проведенного занятия.
Категорически запрещено насильно заставлять ребенка выполнять упражнения – это может нанести ему психологическую травму. Если малыш капризничает и не хочет заниматься, не нужно настаивать. Позже можно повторить попытку позаниматься с ним. Каждый родитель знает методы воздействия на своего ребенка. У одних малышей можно вызвать интерес к занятиям, пообещав просмотр любимых мультфильмов чуть дольше обычного, у других желание заниматься вызовет перспектива совместного чтения интересной книги на ночь.
Есть ли у дыхательной гимнастики противопоказания?
Несмотря на доказанную пользу и безопасность упражнений на дыхание, перед их проведением нужно обязательно проконсультироваться с педиатром. Гимнастика противопоказана детям при наличии:
- тяжелых заболеваний внутренних органов;
- гипертермического синдрома;
- повреждений головы;
- травм позвоночника;
- хронического шейного остеохондроза;
- кровотечений различной этиологии;
- высокого артериального давления;
- повышенного глазного и внутричерепного давления;
- миопии;
- тромбофлебита;
- глаукомы;
- желчнокаменной и мочекаменной болезни;
- поражений сердечно-сосудистой системы.
Игнорирование перечисленных заболеваний способно привести к развитию последствий, опасных для здоровья малышей. Ответить на вопрос, подходит ли тот или иной комплекс ребенку, может исключительно врач на основании дополнительных обследований. В ряде случаев педиатр может назначить малышу, имеющему особенности организма, щадящие упражнения.
Вопрос-ответ
Как правильно делать дыхательную гимнастику Стрельниковой?
Сделайте вдох носом и медленно присядьте, одновременно поворачивая корпус влево. Во время поворота руки должны быть немного согнуты в локтях, а ладони сжаты в кулаки. Завершив поворот, выдохните и повторите упражнение с поворотом вправо. Всего выполните упражнение 12 раз по 8 приседаний.
Как делать дыхательную гимнастику при аденоидах?
Перед выполнением дыхательной носовой гимнастики, тщательно очищается нос ребенка от выделений. Затем, при закрытой одной половине носа, ребенок осуществляет глубокий вдох и выдох – другой половиной носа. Потом, закрыв другую половину носа, делает глубокий вдох и выдох -10 раз через вторую половину носа.
Как правильно делать дыхательную гимнастику при бронхите?
Человеку предлагается сделать глубокий вдох и медленно выдувать воздух в трубочку, опущенную в стакан с водой. Повторять такое упражнение рекомендуется в течение 10-15 минут. «Обнимашки». Упражнение выполняется в положении стоя или сидя.
Кому нельзя делать дыхательную гимнастику Стрельниковой?
Ограничения Упражнения не выполняются при тяжелой форме тромбофлебита, органических патологиях внутренних органов и систем, высокой температуре.
Советы
СОВЕТ №1
Перед началом занятий дыхательной гимнастикой обязательно проконсультируйтесь с педиатром. Это поможет определить, какие упражнения подойдут вашему ребенку, учитывая его индивидуальные особенности и текущее состояние здоровья.
СОВЕТ №2
Регулярность занятий — ключ к успеху. Постарайтесь выделять время для дыхательной гимнастики каждый день, даже если это всего 10-15 минут. Это поможет укрепить дыхательную систему и улучшить общее состояние ребенка.
СОВЕТ №3
Создайте комфортную и спокойную атмосферу во время занятий. Убедитесь, что в комнате достаточно свежего воздуха, и избегайте отвлекающих факторов. Это поможет ребенку сосредоточиться на выполнении упражнений и получать от них максимальную пользу.
СОВЕТ №4
Включайте в занятия элементы игры. Дети лучше воспринимают информацию и выполняют упражнения, если они подаются в игровой форме. Используйте интересные истории или персонажей, чтобы сделать занятия более увлекательными.