Потребность
– естественное состояние человека, возникает и проявляется на протяжении всей жизни, зависит от возраста и социального статуса. Это нехватка чего-либо в деятельности или на психологическом уровне: предмете или явлении, субъекте, группе людей.
Потребность — состояние человека, которое проявляется на протяжении всей жизни
Потребности в психологии и обществознании
В психологии под потребностью понимают психическое состояние человека – нужду, которая возникает в результате испытываемой им необходимости в некоторых объектах, важных для него в настоящее время. Своеобразный источник активности – двигатель, ответственный за проявление чувств, направляет мышление, волю человека. Объектом является то, без чего невозможно существовать.
В обществознании отмечают, что наличие и проявление потребностей связано с социальной сущностью человека.
Мнение врача:
Потребности – это основные физиологические и психологические потребности человека, необходимые для поддержания здоровья и благополучия. Врачи подчеркивают, что удовлетворение потребностей в питании, сне, движении, социальной поддержке и безопасности играет важную роль в поддержании здоровья. Они отмечают, что игнорирование своих потребностей может привести к стрессу, болезням и нарушению психического состояния. Поэтому важно обращать внимание на свои потребности и стремиться удовлетворить их для достижения оптимального состояния здоровья и благополучия.
Как развиваются новые потребности?
Потребности личности безграничны и появляются на уровне эмоций (при их усилении имеют отрицательный окрас, после утоления – положительный). Формируются на протяжении всего существования – удовлетворив одни, возникают новые. Своего рода мотивация человека, побуждает его к активности, неудовлетворение жизненно важных нужд – иногда становится причиной смерти.
Потребности проявляются на уровне эмоций
Неудовлетворенные потребности характеризуются:
- напряжением;
- чувством неудобства;
- противоречия желаемого с действительным.
Врожденные потребности
Носят психологический и физиологический характер. Являются базовыми, есть абсолютно у всех людей и в большинстве случаев совпадают у представителей разных культур.
К жизненно важным потребностям на этом этапе служат:
- общение;
- сон;
- еда;
- свет;
- защита.
Еда — одна из основных потребностей человека
Особенно остро у новорождённых выражается необходимость в любви и защите. Для грудничка очень важно присутствие матери. И это же является причиной как можно чаще проявлять заботу, выражать чувства через телесный контакт, прикладывать ребёнка к груди.
Ранее детство
В возрасте 1-3 года можно выделить 3 типа:
- биологические– все типы нужд, сопряженные с телом человека;
- психологические– всё, что связано с психоэмоциональным состоянием;
- социальные– восполнение необходимости в общении.
У детей до 3 лет существует сильная потребность в общении
Одним из важных моментов является проявление любопытства (низменная потребность). Интерес ко всему окружающему – личное желание ребёнка узнавать мир, наполнять его смыслами. Абсолютно любое впечатление, полученное в этом возрасте является опытом, которые накладывает отпечаток на процесс взросления и становления взрослого.
До 3 лет также активно выражается желание осознания собственного «Я». Так формируется представление ребёнка о себе как о личности и основывается на том, как к нему относятся самые близкие.
Дошкольный возраст
В дошкольном возрасте (4-6 лет), когда ребёнок уже начал осознавать собственное «Я» появляются мотивы (в соревновании, достижении успеха, соперничества).
В дошкольном возрасте для ребёнка важна поддержка
Выделяют главную (витальную) потребность в этот период жизни – желание получить как можно больше впечатлений, признания, поддержки.
Младший школьный возраст
Младшие классы – время развития и формирования абстрактного мышления, способность рассуждать логически, анализировать, наблюдать, делать выводы.
Также это своего рода переломный момент, когда у ребёнка полностью меняется окружение и вид деятельности. Учебный процесс, общение со сверстниками и стимулирование достижения новых высот со стороны взрослых влияет на формирование недостатка в признании.
В младшем школьном возрасте ребёнок чувствует самостоятельность
Ребёнок немного познаёт самостоятельность. Появляется всё больше моментов, когда ему самому приходится принимать решение о своём поведении и поступках в той или иной ситуации.
Подростковый период
Подростковый возраст ребёнка можно легко описать тремя «НЕ»:
- не хотят делать домашнее задание;
- не хотят слушать советов;
- не хотят прикладывать усилия в учёбе.
Это период когда детская любознательность отходит на второй план.
Происходит формирование человека как личности, ребёнок зависит от окружения остро нуждается в:
- поддержке и внимании со стороны взрослых;
- признании;
- уважении;
- общении, принятии сверстниками;
- понимании и чёткой постановке жизненных целей;
- удовольствии;
- впечатлениях, ярких эмоциях.
Подростки нуждаются в признании, так как в этом возрасте происходит формирование личности
Учитывая физиологические изменения организма в пубертатный период подростку крайне важно удовлетворение потребностей, так как излишняя впечатлительность, ранимость и эмоциональность могут стать причиной зарождения и формирования комплексов в дальнейшем.
Развитие у взрослых
Ко всем потребностям, сформированным в детстве добавляются новые, приобретённые.
Количество нужд взрослого человека может расти ежедневно, круг потребностей становится шире и энергии и ресурсов на их удовлетворении необходимо всё больше.
К базовым, органическим добавляются экономические и материальные – всё то, что обеспечивает выживаемость, комфортную жизнь.
Для взрослого человека материальное состояние одна из основных потребностей
Взрослым присуще проявление экзистенциальных потребностей, что означает желание жить в соответствие определённой системы ценностей, самоидентификации, преодолении себя.
Интересные факты
-
Потребности человека делятся на первичные и вторичные. Первичные потребности необходимы для выживания, такие как еда, вода, воздух и сон. Вторичные потребности не являются жизненно важными, но они улучшают качество жизни, такие как образование, развлечения и общение.
-
Потребности человека постоянно меняются на протяжении всей жизни. В детстве у нас есть потребность в любви и безопасности, в подростковом возрасте – в самовыражении и независимости, а в зрелом возрасте – в стабильности и финансовой безопасности.
-
Потребности человека могут быть удовлетворены разными способами. Например, потребность в еде может быть удовлетворена путем приготовления пищи дома, посещения ресторана или покупки готовых продуктов. Потребность в общении может быть удовлетворена путем разговора с друзьями, семьей или коллегами, а также через социальные сети.
Суть и сущность человеческих потребностей
Ученые в разное время находили отличные друг от друга объяснения:
- Рубинштейн.
Указывал на пребывание в положении индивида при возникновении нужды в определённых условиях жизни, объектах, предметах без которых невозможно развитие и существование. - Леонтьев.
Определял как систему взаимосвязей и взаимодействия между субъектом и его средой обитания. - Мак-Клелланд.
Утверждал, что это отклонение от нормы, диссонанс между ожидаемым субъекта и действительностью. - Левин.
Состояние максимального напряжения, побуждающее человека действовать. Спадает при совершении определённых действий. - Додонов.
Приравнивал потребность к программе поведения, посредством которой реализуют все функции жизнедеятельности организма, приобретённые вследствие эволюции. - Монастырский.
Определял это как состояние психики, причину появления нервозов.
Опыт других людей
Люди говорят, что потребности – это основные жизненные потребности, которые необходимы для выживания и благополучия. Они могут быть физиологическими, такими как еда и вода, или же социальными, вроде любви и принятия. Некоторые считают, что удовлетворение потребностей является ключевым фактором счастья, в то время как другие утверждают, что поиск баланса между потребностями и желаниями – это истинный путь к гармонии.
Классификация потребностей
Все желания имеют множество градаций в зависимости от признака.
По происхождению бывают:
- врождённые;
- простые приобретённые – в основе лежит личный опыт;
- сложные приобретённые – строятся на своих умозаключениях.
Приобретённые в детстве потребности и те, которые появляются у человека во взрослом возрасте относятся к культурным. Формируются под воздействием социума, в соответствии с условиями жизни человека, часто являются вариативными – на их появление повлияло общество, культурные ценности и привычки.
Типы по уровню сложности:
- биологические– основаны на жизнедеятельности организма;
- социальные– связанные с жизнью и взаимодействием с членами социума;
- духовные (идеальные)– появляются, как желание познавать окружающий мир и самого себя.
Классификация:
- По сферам деятельности:необходимость перерывов от работы, трудовой деятельности, деловой и дружеской связей, приобретении знаний.
- По объекту:биологические, блага и услуги, этические, эстетические, духовные.
- По субъекту:индивидуальные, групповые, общественные, коллективные.
- По значимости:второстепенные и доминирующие, периферические и центральные.
- По роли:естественные (природные) и обусловленные культурой.
- По критерию постоянства:ситуативные и устойчивые.
- По интенсивности переживания:слабые и сильные.
- По характеру осознаваемости:осознаваемые, частично осознаваемые, неадекватно осознаваемые и неосознаваемые.
Коммуникативные потребности лежат в основе развития человека
Также разделяют по характеру деятельности:
- нацеленная достижение желаемого в еде;
- направленная на оборону;
- познавательная;
- сексуальная;
- игровая;
- коммуникативная.
Градация происходит исходя достигаемых целей:
- покой, восстановление сил и работоспособности;
- когниция;
- коммуникация;
- биологическая;
- трудовая.
При этом список можно продолжать, выявляя всё новые личностные потребности, характеризующие индивида.
Социальные потребности определяют принадлежность человека к обществу
По теории Симонова и Ершова существует 3 группы потребностей:
- Витальные
– обеспечивают существование человека как вида и как индивида. Самая яркая биологическая потребность – необходимость в экономии сил. - Социальные
– определяют как желание справедливости, относиться к социальной группе, лидерства, соблюдать нормы, быть в центре внимания. - Познавательные
– получение знаний о мире вокруг нас, жажда найти новую информацию, необходимость определить новые способы достижения цели.
Пирамида потребностей по Маслоу и примеры
Согласно учениям Абрахама Маслоу человеческие нужды следует делить на уровни и располагать их в виде ступеней от простых к сложным (от низших к высшим). Возникновение более сложных потребностей возможно только после удовлетворения простых.
Например: желание поспать и удовлетворить голод (простая) будет первой ступенью. Более сложная потребность – в дружбе и общении – будет только после удовлетворения первых.
5 ступеней по Маслоу
Пирамида Маслоу из 5 ступеней:
- Физиологические:еда, вода, сон, воздух, размножение.
- Безопасность:здоровье, стабильность, личная безопасность, имущество, сохранность жизни.
- Социальные:дружба, сексуальные отношения, семья, общение.
- Признание:самооценка, уважение окружающих, уверенность в себе.
- Самореализация(потребность в созидании – стремление в выявлении и развитии личностных возможностей): творчество, саморазвитие, самосовершенствование.
Пять ступеней потребностей по Маслоу
7 уровней потребностей
Работа Маслоу над изучением основных потребностей привела к расширению стандартной пирамиды. Основные потребности, обеспечивающие выживаемость остались неизменны.
- Физиологические– низший уровень
- Безопасность.
- Любовь– необходимость на уровне чувств и эмоций ощущать любовь.
- Уважение– одобрение, признание со стороны социума.
- Познавательные способности– необходимость познавать новое, развиваться, знать больше.
- Эстетика– желание жить в гармонии, красоте, порядке.
- Самореализация– потребность в деятельности, проявлении себя, достижении своих целей, реализация планов – высшая ступень.
Взаимосвязь между нуждами разного уровня определяется личностными качествами человека. В расширенной версии пирамиды Маслоу потребности высшего уровня могут перекликаться между собой.
Несоответствие потребностей и возможностей ведёт к проблемам физического и психологического характера. Важно уделять особое внимание себе, прислушиваться к своим внутренним желаниям.
Частые вопросы
Что такое потребности кратко и понятно?
Потребность — это необходимость, которая помогает человеку поддерживать жизнедеятельность или развиваться. Потребностью может быть как что-то необходимое для выживания (пища, вода и жилье), так и более общее понятие (уважение, дружба, любовь).
Какие есть потребности у человека?
Биологические (органические, материальные) — потребности в пище, одежде, жилище и др. Социальные — потребности в общении с другими людьми, в общественной деятельности, в общественном признании и др. Духовные (идеальные, познавательные) — потребности в знаниях, творческой деятельности, создании прекрасного и др.
Что такое потребности и их виды?
Потребность — это необходимость человека в чём-либо для его организма, личности и духовного мира. Также выделяют потребности конкретного человека (индивидуальные) и потребности всего общества или большой группы (общественные).
Какие основные потребности?
Физиологические потребностиПотребность в безопасностиПотребность в любви/Принадлежность к чему-либоПотребность в уваженииПотребность в познанииЭстетические потребностиПотребность в самоактуализации
Полезные советы
СОВЕТ №1
Понимайте разницу между потребностями и желаниями. Потребности – это основные физиологические и психологические нужды человека, в то время как желания могут быть результатом влияния внешних факторов. Осознание этой разницы поможет вам лучше управлять своими потребностями.
СОВЕТ №2
Уделяйте внимание своим потребностям и стремитесь удовлетворить их в здоровом и конструктивном способе. Это может включать в себя заботу о своем физическом здоровье, удовлетворение эмоциональных потребностей и развитие личности.
СОВЕТ №3
Изучайте свои потребности и осознавайте, как они могут влиять на ваши решения и поведение. Это поможет вам лучше понять себя и принимать более осознанные решения в своей жизни.